ЗИС-101 создавался для партийной верхушки СССР, однако судьба автомобиля сложилась иначе…
Считается, первый в СССР представительский автомобиль создавался по инициативе Сталина. Однако сам он на нем ездить так и не стал, отдав предпочтение зарубежным аналогам.
ЗИС-101 выдавали советским чиновникам, сотрудникам посольств, а также спортсменам, деятелям искусства и науки. Использовался лимузин и в качестве такси.
Для конца 30-х годов ЗИС-101 был очень современным автомобилем. Лимузин оснащали восьмицилиндровым двигателем с двухкамерным карбюратором, который выдавал 110 л.с. и разгонял восьмитонную машину с кузовом из бука до 115 км/ч. Салон автомобиля отапливался, а некоторые машины даже были оснащены радиоприемником и прикуривателями.
С начала Великой отечественной войны ЗИС-101 оказался на фронте. Для нужд армии машины забирали у частных лиц, ведомственных служащих и таксопарков. Автомобиль предназначался для представителей высшего командного состава, которые ценили комфорт, хотя машина не слишком подходила для разъездов по фронтовым дорогам. Кроме того, немецкие пилоты часто охотились за автомобилями. Очень любил свой ЗИС маршал СССР Константин Рокоссовский.
После войны производство ЗИС-101 так и не возобновилось.