ЗИС-110 пришел на смену первому советскому "правительственному" лимузину ЗИС-101, выпускавшемуся с 1936 года и ставшему в годы войны фронтовым автомобилем для представителей высшего командного состава армии и флота.
Проектировался ЗИС-110 для Сталина. Работа началась в 1942 году. Уже летом 1945 года на Заводе имени Сталина собрали несколько лимузинов ЗИС-110. Это был первый послевоенный легковой автомобиль.
Конструкторский коллектив ориентировался на американский PackardSeries 180. Однако, ЗИС110 походил на него только внешне, и то, частично. Были спроектированы и двигатель, и трансмиссия. Кузовные штампы были – впервые в отечественной промышленности – созданы без помощи иностранных коллег. В автомобиле ЗИС-110 в новинку было многое: указатели поворота, кузов без выступающих подножек, независимая подвеска передних колес, гидравлические стеклоподъемники и 6-литровый 140-сильный двигатель с гидравлическими толкателями клапанов.
ЗИС изначально задумывался как роскошное представительское авто, в которое можно пригласить зарубежных гостей, послов иностранных государств, других официальных лиц. За счет отличной шумоизоляции и толстых стекол в салоне было тихо как в отдельном кабинете.
Выпускался ЗИС-110 мелкими партиями: всего с августа 1945 по 1958 годы было произведено 2 072 лимузина, а еще более ограниченными партиями его модификации: 110Б, полноприводные 110П и 110Ш, а также бронированные ЗИС-115.
Интересно, что 1 мая 1953 года открытые ЗИС-110Б серо-голубого цвета (под окрас сукна парадных шинелей офицерского корпуса) выехали на брусчатку Красной площади. Они впервые сменили лошадей, на которых до той поры открывали и принимали военные парады в СССР.