Современники называли его «Айвазовским слова», а писатели-маринисты А. С. Новиков-Прибой и Л. С. Соболев признавали своим учителем.
Писатель родился в семье адмирала, коменданта севастопольского порта и военного губернатора города. Морское дело было семейной традицией. Однако, став в 1857 году кадетом Морского корпуса, Константин вскоре просит отца разрешить ему уйти из флота и поступить учиться в Петербургский университет. В ответ отец отправляет его в трехгодичное кругосветное плавание на корвете «Калевала». Именно в этот период молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были изданы отдельной книгой. По возвращении Константин выходит в отставку, что влечет полный разрыв с отцом и потерю наследства.
В 1888 году Станюковича ожидает в столице восторженный приём, вызванный громким успехом его «Морских рассказов» (работу над сборником он закончит в 1902 году). Морская тема становится главной темой его творчества.
«Морские рассказы» будут удостоены Пушкинской премией – престижной литературной премией дореволюционной России. Она вручалась Императорской Академией наук за оригинальные произведения изящной словесности.
Вот как писал о творчестве Станюковича Леонид Соболев:
«Были и до него в русской литературе книги о кораблях и о моряках. Но разве можно сравнить книжные мелодраматические персонажи моряков Бестужева-Марлинского с живыми, плотными на ощупь образами Станюковича? Разве литературные описания Марлинским бушующего моря идут в какое-либо сравнение с точным, строгим и мужественным рассказом Станюковича о шторме хотя бы в очерке "На каменьях"? Очень мало можно было узнать о матросах и офицерах, о их жизни на военном корабле из академически спокойного и как бы постороннего труда Гончарова "Фрегат "Паллада".
В свое время отставной лейтенант русского флота Станюкович в огромной мере ответил на эти вопросы. Писатель-реалист - он показал русских матросов и офицеров во всем их мужестве и бесстрашии, во всем чисто русском, неосознанном гуманизме, во всей чистоте прекрасной и честной души, во всей их самоотреченности и беззаветной любви к родному кораблю и к русскому флоту - в любви, рождающей крепчайшее морское товарищество, штормовое и боевое».
По рассказам К. М. Станюковича снято 4 фильма: «В дальнем плавании», реж. В. Браун, 1945 год, создан по «Морским рассказам»; «Максимка», реж. Браун, 1952 г.; «Матрос Чижик», реж. Браун, по мотивам «Няньки» 1955 г.; «Пассажирка», реж. С. Говорухин, 2008 г.