Приглашаем на праздник в честь Дня Военно-морского флота

Ассоциация ведет планомерную работу по сохранению исторического наследия парусно-гребных шлюпов. Флот ассоциации, участвующий в регатах и походах, состоит из восстановленных деревянных парусно-гребных ЯЛов и катера ВМФ, а также реплик катеров, построенных по историческим чертежам. Собрание исторических деревянных парусно-гребных включает 3 катера, 1 вельбот и 3 шлюпки.

16-весельный катер «Александр II»

26 Декабря 2022 года на верфи деревянного кораблестроения «Варяг» в Петрозаводске по проекту и при поддержке Ассоциации «Клуб Русская морская традиция» был заложен 16-ти весельный 2-ух мачтовый Императорский катер. Перед церемонией закладки Духовный наставник ассоциации отец Дмитрий отслужил молебен, киль катера был окроплен святой водой. По старой морской традиции, которую установил император Петр Великий, в киль катера был вложен серебряный рубль, отчеканенный в царствование Александра II. 30 августа 2023 года катер был спущен на воду. Ходовые испытания на суровой воде Онежского озера прошли успешно!

Катер входил во Флотилию императорских яхт и служебных судов и был построен при правлении Александра II в 1857 году. Катер несколько лет подряд в 1870-х годах получал звание лучшего гонщика на соревнованиях военно-морских флотов в г. Киль (Германия). Элегантная отделка и парусное вооружение заметно выделяли его среди яхт и других судов императорской Флотилии.

14-весельный катер «Император»

14vesel_kater_imperator.jpg

Десятиметровый 14-ти весельный катер – это трехмачтовый легкий катер с латинским парусным вооружением. Такие лодки чаще всего сопровождали большие военные корабли в императорском дореволюционном флоте. Был такой катер, например, на знаменитом крейсере 1 ранга «Аврора».

Катер был построен в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения «Варяг». В основе конструкции – чертежи 1915 года, предоставленные главным архивом ВМФ. Свой первый выход «Император» совершил в акватории Онежского озера в 2014 г.

10-весельная катер «Бывалый»

10vesel_shlup_byvaly.jpg

10-ти весельный катер «Бывалый» – мореходная двухмачтовая парусно-гребная шлюпка с деревянным корпусом, набранным вгладь. Катер попал в Ассоциацию из Кронштадта, где был списан за ветхостью. Состояние лодки было плачевным –был деформирован корпус – средняя часть корпуса была вогнута внутрь. Также было много других локальных неисправностей и разрушений.

Были произведены реставрационные работы. Все, что было возможным исправить – исправили. В итоге остойчивость лодки стала лучше, чем была изначально, но маневренность ухудшилась. Сейчас шлюп активно используется для отработки навыков хождения под парусом в акватории Истринского водохранилища.

Шестивесельный вельбот «Рюрик»

Вельбот – это традиционная лодка китобоев, в переводе с английского означает «китовая лодка» (англ. whaleboat). Это узкая весельно-парусная шлюпка с острым носом и острой кормой. Гребцы (от 4 до 8) на ней располагаются по одному на банке, весла на правый и левый борт идут через одно. У такой шлюпки очень хороший ход, на ней одинаково легко грести и табанить, ее даже можно не разворачивать – она может идти и задним ходом.

6-ти весельный вельбот носит имя Рюрика, родоначальника княжеской (впоследствии – царской) власти. Вельбот «Рюрик» был построен в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения «Варяг» в 2018 году. Длина корпуса 8,5м, ширина 1,9м, вес корпуса 700кг, площадь парусности 18,2м2, пассажировместимость на веслах 13 человек, под парусом – 8 человек. Свой первый выход вельбот совершил в акватории Истринского водохранилища летом 2018г.

6vesel_velbot_Rurik.jpg

Шестивесельный ЯЛ «Резвый» (ЯЛ-6)

yal_rezvy.jpg

Ял-6 – это первое судно, с которого начался флот Ассоциации.

6-ти весельный ЯЛ «Резвый» – это базовое традиционное судно не только в практике нашего клуба, но и вообще на традиционном парусном флоте. Постижение морской науки, а именно изучение устройства корпуса, парусов, рангоута, бегучего и стоячего такелажа молодые моряки начинают именно с этой шлюпки. На шестерке же прививаются первые навыки хождения под парусом и управления кораблем. Размеры ее стандартные: наибольшая длина – 6,11 м, ширина – 1,85 м, высота от киля до планширя – 0,91 м, масса 650 кг. Мачта на 6-ти весельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Длина ее 5,5 м, сделана она из сосны или ели (клееная), площадь паруса 20,4 м2.

Ял-6 на судах используется для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов и т. д.), перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических целях.

Четырехвесельный ЯЛ «Малый» (ЯЛ-4)

Эта лодка попала во флот Ассоциации из Кронштадта. Ей уже более 30 лет, но она по-прежнему в отличной форме, полностью укомплектована и при правильном управлении обладает отличными ходовыми качествами.

По типологии это стандартный четырехвесельный ял, которым вооружались русские парусники (бриги, шхуны, тендеры). Размеры его стандартные: наибольшая длина – 5,26м, ширина – 1,61м, максимальная высота борта – 1,04, максимальная осадка – 0,5м. Четверка крепилась на шлюпбалках на срезе кормы. По своему назначению, это малое разъездное судно, а также лодка обеспечения корабля на рейде или предназначенная для учебных целей.

yal_maly.jpg

Двухвесельный ЯЛ (ЯЛ-2)

Ял-2 – лодка 1977 года выпуска из Кронштадта. Приобретена на деньги участников клуба. Используется для обучения основам хождения под парусом школьников, интересующихся парусным спортом.

Кроме того, для проведения спортивных мероприятий у Ассоциации имеются 6 пластиковых шлюпок «ЯЛ-6».

В настоящее время Ассоциация располагает четырьмя единицами ЯЛа-6, изготовленными из пластика, с деревянными элементами. Шлюпки, выполненные из таких материалов, ничем не отличаются от традиционных, деревянных, за исключением веса самой шлюпки. Размеры стандартные: наибольшая длина – 6,11 м, ширина – 1,85 м, высота от киля до планширя – 0,91 м, масса 550 кг. Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Длина её 5,5 м, сделана она из сосны или ели (клееная), площадь парусного вооружения - 21,5 м2.

Шлюпки изготовлены в 2020 году компанией «Корабел-Композит Архангельск», славящейся своими морскими кораблестроительными делами.