Искусство и культура


Выпускники и преподаватели военно-морских учебных заведений России, которые внесли значительный вклад в мировую и российскую культуру, и чьи образы запечатлены в произведениях искусства.

интерактивная картина И.И. Пшеничного "Отечества достойные сыны"
«Пейзаж, есть такая принадлежность живописи, в которой нуждаются все отрасли художества; исторический живописец одинаково со специалистом-пейзажистом. Мы часто видим, как в картинах, хорошо задуманных и прекрасно исполненных, портит целостность произведения недостаток пейзажа и перспективы».
Алексей Петрович Боголюбов
Художник Главного морского штаба

Значителен вклад выпускников военно-морских учебных заведений в развитие отечественной и мировой науки и культуры.
Среди выпускников:
  • видные мореплаватели, исследователи морей и океанов, Арктики и Антарктики;
  • военно-морские теоретики, философы, лексикографы, этнографы, филологи, географы, механики, математики, металлурги, историки военно-морского флота, кораблестроители, гидрографы, геодезисты, картографы, штурманы;
  • военные разведчики, дипломаты,
  • инженеры, изобретатели, авиаконструкторы, промышленники, предприниматели;
  • врачи;
  • архитекторы, живописцы-маринисты, баталисты, медальеры, скульпторы, фотографы;
  • композиторы, певцы, артисты, музыковеды;
  • писатели, в том числе прозаики-маринисты, литераторы, поэты, литературоведы; мемуаристы, журналисты, военные корреспонденты, переводчики;
  • педагоги и воспитатели.
Художники-маринисты

Иван Константинович Айвазовский

(1817–1900)

Выдающийся русский живописец и график, один из самых известных маринистов XIX века, коллекционер и меценат. Живописец Главного морского штаба (с 1844), действительный тайный советник. Академик (с 1845), профессор (с 1847) и почётный член (с 1887) Императорской Академии художеств; почётный иностранный член ряда художественных обществ европейских стран.

Алексей Петрович Боголюбов

(1824–1896)

Выдающийся русский живописец, художник-маринист. Художник Главного Морского штаба. Профессор Петербургской академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Лейтенант. Тайный советник. В 1835–1841 годах А. Боголюбов учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого он был произведён в мичманы. До 1850 года Боголюбов плавал на кораблях Балтийского флота, в том числе в заграничных плаваниях. В декабре 1850 года он был зачислен в класс художника М. Воробьёва «вольноприходящим». В 1851 году за две картины с изображением Кронштадтской гавани и наводнения в Кронштадте в 1824 году, поднесённые императору Николаю I, А. П. Боголюбов был награждён двумя бриллиантовыми перстнями. В 1853 году назначен художником Главного Морского штаба.

Верещагин Василий Васильевич

(1842–1904)

Великий русский художник-маринист и баталист. Участник Русско-японской войны. Писатель. Прапорщик. В 1853–1860 годах В. В. Верещагин учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого был произведён в гадемарины с переводом в прапорщики ластовых экипажей Морского ведомства, но оставил службу, посвятив себя живописи. Находясь на Кавказе (1860–1863, 1865), Верещагин писал с натуры. В 1868 году, будучи в Туркестане волонтёром, участвовал в сражениях под Самаркандом, за что был награждён орденом
Святого Георгия 4-й степени. В начале 1869 года при содействии Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана он организовал в столице «туркестанскую выставку», где показал свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и Туркестане. Личные впечатления художника от участия в военных действиях и путешествия дали ему материал для таких ярких картин, как «Апофеоз войны», «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и других картин, вошедших в состав громадной «Туркестанской серии» (1871–1874), имевшей колоссальный успех в России и Европе.

Толстой Федор Петрович

(1783–1873)

Русский живописец. Граф. Художник, медальер, скульптор. Вице-президент Императорской академии художеств. Тайный советник. Окончил Морской кадетский корпус (1802). Рано проявил талант к изобразительному искусству и с 1802 года начал посещать Петербургскую академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году подал в отставку, всецело посвятив себя искусству, и начал карьеру художника. В 1809 году Ф. П. Толстой создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти ХIХ века достигло своего расцвета. После победы России в Отечественной войне 1812 года Ф. П. Толстой выпустил серию медальонов, использованных впоследствии в варианте проекта Александровской колонны в Санкт-Петербурге. В 1820–1828 годах преподавал в медальерном классе Императорской академии художеств. В 1828 году был избран её вице-президентом. В 1838 году сочинил балет «Эолова арфа» и сам написал к нему либретто, а также явился постановщиком некоторых танцев. В 1840 году Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора скульптуры за его заслуги в данной области искусства. В 1851 году был назначен управляющим художественным отделом Императорского мозаичного заведения при Академии художеств. Участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве. Для нижнего парка Петергофа выполнил модель статуи «Нимфа, пьющая из кувшина воду». Имя Ф. П. Толстого упоминается в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ф. П. Толстой — автор ряда литературных произведений, в которых даётся обзор его собственной деятельности.

Боим Соломон Самсонович

(1899–1978)

Советский художник, график, акварелист, педагог, профессор живописи Московского художественного училища. С ранней юности хотел быть художником, поступил в художественное училище, но в это время уже шла Гражданская, и с 1919 г. Соломон – на фронте. Как только наступил мир, Соломон вернулся к своей мечте: поступил на учебу в знаменитый московский ВХУТЕМАС. В 1930-е он уже был профессиональным художником, преподавал в Художественном институте им. Сурикова, оформлял книги, участвовал в выставках. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны С. Боим получил назначение в Кронштадский дом Военно-Морского флота, где возглавил агитационную работу. Там он проработал около года, а в 1942 году был переведен в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 по 1945 год Боим был назначен старшим художником Политического управления Балтийского флота, в звании капитана административной службы. Соломон Боим относится к поколению художников-фронтовиков, которых объединяют такие творческие черты как память о войне, ощущение и переживание огромных людских потерь, и, в то же время, непобедимое жизнелюбие. Особое внимание в своем творчестве Боим уделял изображению матросов и всего того, что связано с флотом, романтизируя быт и службу моряков. Произведения Соломона Боима находятся во многих музейных собраниях, это и Третьяковская галерея, и Русский Музей, а также Музей ВОВ в Москве, музей истории Санкт-Петербурга и ряде других музеев.

Войшвилло Евгений Валерьянович

(1907–1993)

Российский художник, известный прежде всего работами в области книжной иллюстрации и маринистической графики. Родился в семье инженер-механика Российского Императорского Флота. Служил на Балтийском флоте. Был заядлым яхтсменом. Любовь к морю и флоту пронес через всю жизнь. Около 100 книг с его рисунками, вышедшими в «Детгизе», «Молодой гвардии», «Судостроение» и других, посвящены истории русского морского флота. Особенностью работ Войшвилло была документальная точность. Прежде чем сделать эскиз рисунка, он проделывал поистине научную работу, сродни архивной работе морских археологов. Изображения многих судов, считавшиеся утраченными, были восстановлены именно благодаря его кропотливой работе. Шедеврами художника Войшвилло считаются реконструкции-разработки чертежей флагманского корабля Колумба «Санта Мария», ботика Петра I, первого русского парусного корабля «Орел», шлюпа «Восток», фрегата «Паллада». Им было выполнено на профессиональном высочайшем уровне сто пятьдесят рисунков-картин исторических парусников мира. Электронные копии работ Е.В. Войшвилло предоставлены Ассоциацией в Музее Мирового океана (Калининград). Музей обладает уникальной коллекцией художника, включающей 83 графических листа с изображениями исторических судов и 74 образца книжной графики.

Ананько Станислав Михайлович

(р. 1960)

Художник-маринист, член Союза художников г. Североморска, Российской ассоциации художников-маринистов, капитан 2-го ранга запаса. Родился в городе Краматорске в 1960 г. После окончания Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А. С. Попова проходил службу на атомных ракетных подводных лодках стратегического назначения Северного флота (пос. Гаджиево) в должностях от инженера группы до флагманского специалиста радиотехнической дивизии подводных лодок. Участник многих дальних походов и боевых служб. Рисованием увлекался с детства. В период службы обучался живописи в народной изостудии Северного флота под руководством заслуженного работника культуры России А.А. Сергиенко. После ухода в запас закончил классы при Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Российская Академия художеств), преподаватель С.M. Сорокин. С 1996 г. принимал участие в художественных выставках, организованных в Североморске, Мурманске, Москве, Санкт-Петербурге, Петродворце. Работы С.М. Ананько проникнуты романтикой моря, флотской службы, любовью и кораблям.

Тронь Андрей Анатольевич

(р. 1960)

Заслуженный художник РФ в Ленинграде, в семье морского офицера. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. С 1984 года работает Центральном военно-морском музее, с 2000 года — художник студии художников-маринистов при ЦВММ. Главное направление в творчестве — историческая реконструкция. Во время дальних плаваний, совершенных на кораблях Военно-Морского Флота, А.А. Тронь хорошо изучил службу, жизнь и быт военных моряков. Его работы отличаются достоверностью, точностью, тщательной проработкой деталей, активно используются для экспозиционно-выставочных и издательских целей. Художнику особенно удаются произведения графики, выполненные в технике акварели. Тронь — автор художественных проектов для Морской резиденции Президента России в Стрельне. Работы Андрея Троня находятся в интернациональном морском музее Гамбурга, в музее Екатерины II в Цербсте, в датском королевском музее, в собрании герцога Эдинбургского, в коллекции барона Фальцвейна, в капитанской каюте музея-парусника «Rickmer Rickmers», на борту исторической яхты «Sea Cloud».

Шиляев Валерий Иванович

(1948-2017)

Живописец, график, маринист, портретист, автор картин на военно-морскую историческую тему. Жил и работал в Приморье с 1982 года. Работал художником Преображенской базы тралового флота, был художником по проектированию и оформлению судов МДВМ и ВБТРФ. Главная тема творчества В.И.Шиляева – стихия моря и корабли. Она решается им через историю дальневосточного российского флота – военного, торгового, рыбацкого, старинного и современного. Сегодня в ней можно выделить пять магистральных направлений: исследование и освоение Дальнего Востока русскими военными моряками, морские виды с изображением кораблей, в честь которых названы бухты Владивостока и острова залива Петра Великого, русско-японская война 1904-1905 годов и Цусимское морское сражение, маяки южного Приморья. Основные работы хранятся в музеях Дальнего Востока, в частных коллекциях России, США, Польши, Южной Кореи, Японии, Испании.



Живописные портреты военно-морских офицеров



Памятники, скульптуры, бюсты военным морякам
11 (23) сентября 1870 г. в Кронштадте, в западной части Екатерининского парка, был открыт памятник Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену. Автор скульптуры: Иван Николаевич Шредер, русский скульптор, академик Императорской академии художеств. Пьедестал изготовил Ипполит Антонович Монигетти, академик архитекторы, выполнявший заказы царской семьи и высшей аристократии. Отливку памятника выполнил Адольф Моран, французский подданный, владелец «Фабрики художественной бронзы А. Моран» в г. Санкт-Петербурге. Деньги на монумент собрали сослуживцы и почитатели великого мореплавателя. На торжественном открытии памятника присутствовала вдова Беллинсгаузена - Анна Дмитриевна, а также его дочери и племянницы, великий князь Константин Николаевич, адмирал Ф.П. Литке, военный губернатор Кронштадта контр-адмирал С.С. Лесовский и многочисленные гости. В честь знаменитого мореплавателя прозвучал артиллерийский салют из пятнадцати орудий. После чего вдоль Большой Екатерининской улицы моряки Гвардейского экипажа и 2-го Флотского экипажа прошли парадным расчётом.

Скульптуры Ильи Вьюева

(1944-2022)

Серии «Навигацкая школа» и «Участники 2-й Камчатской экспедиции» показывают людей, чьи жизни и деяния предваряют российские географические открытия, стоят у их истоков. Реформы Петра I коснулись всех сфер жизни страны, дали толчок к освоению северных и восточных пределов, воспитали не одно поколение образованных людей, первоклассных моряков, первопроходцев. Из «Навигацкой школы», располагавшейся в Сухаревой башне, вышла целая плеяда капитанов, картографов, путешественников, участвовавших в северных и восточных экспедициях России.
  • Бюст «Яков Брюс»;
  • Портрет «Андрей Нартов»;
  • Бюст «Леонтий Магницкий»;
  • Портрет «Капитан-командор Витус Ионассен Беринг»;
  • Портрет «Алексей Ильич Чириков»;
  • Портрет «Григорий Шелихов (Шелехов)»;
  • Портрет «Николай Резанов»