Флот


Ассоциация "Клуб Русская морская традиция" ведет планомерную работу по сохранению исторического наследия парусно-гребных шлюпов. Флот Ассоциации, участвующий в регатах и походах, состоит из восстановленных деревянных парусно-гребных ЯЛов и катера ВМФ, а также реплик катеров, построенных по историческим чертежам.
«Был бы флот, а гавани найдутся».
Петр Великий
Царь всея Руси,
первый император Всероссийский

16-весельный катер «Александр II»
26 Декабря 2022 года на верфи деревянного кораблестроения «Варяг» в Петрозаводске по проекту и при поддержке Ассоциации «Клуб Русская морская традиция» был заложен 16-ти весельный 2-ух мачтовый Императорский катер. Перед церемонией закладки Духовный наставник ассоциации отец Дмитрий отслужил молебен, киль катера был окроплен святой водой. По старой морской традиции, которую установил император Петр Великий, в киль катера был вложен серебряный рубль, отчеканенный в царствование Александра II. 30 августа 2023 года катер был спущен на воду. Ходовые испытания на суровой воде Онежского озера прошли успешно!

16-ти весельный двухмачтовый катер входил во Флотилию императорских яхт и служебных судов. Обладал превосходными мореходными качествами и выделялся элегантной отделкой корпуса среди судов Флотилии. Катер каждый год с 1868 по 1871 год занимал призовые места на флотских гонках под парусом и на 7 веслах в Транзунде (учебная акватория императорского флота).
14-весельный катер «Император»
Десятиметровый 14-ти весельный катер – это трехмачтовый легкий катер с латинским парусным вооружением. Такие лодки чаще всего сопровождали большие военные корабли в императорском дореволюционном флоте. Был такой катер, например, на знаменитом крейсере 1 ранга «Аврора».

Катер был построен в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения «Варяг». В основе конструкции – чертежи 1915 года, предоставленные главным архивом ВМФ. Свой первый выход «Император» совершил в акватории Онежского озера в 2014 г.
10-весельный катер «Бывалый»
10-ти весельный катер «Бывалый» – мореходная двухмачтовая парусно-гребная шлюпка с деревянным корпусом, набранным вгладь. Катер попал в Ассоциацию из Кронштадта, где был списан за ветхостью. Состояние лодки было плачевным – был деформирован корпус – средняя часть корпуса была вогнута внутрь. Также было много других локальных неисправностей и разрушений. Были произведены реставрационные работы. Все, что было возможным исправить – исправили. В итоге остойчивость лодки стала лучше, чем была изначально, но маневренность ухудшилась. Сейчас шлюп активно используется для отработки навыков хождения под парусом в акватории Истринского водохранилища.
6-Весельный вельбот «Рюрик»
Вельбот – это традиционная лодка китобоев, в переводе с английского означает «китовая лодка» (англ. whaleboat). Это узкая весельно-парусная шлюпка с острым носом и острой кормой. Гребцы (от 4 до 8) на ней располагаются по одному на банке, весла на правый и левый борт идут через одно. У такой шлюпки очень хороший ход, на ней одинаково легко грести и табанить, ее даже можно не разворачивать – она может идти и задним ходом.

6-ти весельный вельбот носит имя Рюрика, родоначальника княжеской (впоследствии – царской) власти. Вельбот «Рюрик» был построен в Петрозаводске на верфи деревянного судостроения «Варяг» в 2018 году. Длина корпуса 8,5 м, ширина 1,9 м, вес корпуса 700 кг, площадь парусности 18,2 м2, пассажировместимость на веслах - 13 человек, под парусом – 8 человек. Свой первый выход вельбот совершил в акватории Истринского водохранилища летом 2018 года.
6-Весельный ЯЛ «Резвый» (ЯЛ-6)
Ял-6 – первое судно, с которого начался флот Ассоциации. 6-ти весельный ЯЛ «Резвый» – это базовое традиционное судно не только в практике нашего клуба, но и вообще на парусном флоте. Постижение морской науки, а именно изучение устройства корпуса, парусов, рангоута, бегучего и стоячего такелажа молодые моряки начинают именно с этой шлюпки. На шестерке прививаются первые навыки хождения под парусом и управления кораблем. Размеры ее стандартные: наибольшая длина – 6,11 м, ширина – 1,85 м, высота от киля до планширя – 0,91 м, масса 650 кг. Мачта на 6-ти весельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Длина ее 5,5 м, сделана она из сосны или ели (клееная), площадь паруса 20,4 м2. Ял-6 на судах используется для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов и т. д.), перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических целях.
4-Весельный ЯЛ «Малый» (ЯЛ-4)
Эта лодка попала во флот Ассоциации из Кронштадта. Ей уже более 30 лет, но она по-прежнему в отличной форме, полностью укомплектована и при правильном управлении обладает отличными ходовыми качествами. По типологии, это стандартный четырехвесельный ял, которым вооружались русские парусники (бриги, шхуны, тендеры).

Размеры его стандартные: наибольшая длина – 5,26 м, ширина – 1,61 м, максимальная высота борта – 1,04, максимальная осадка – 0,5 м. Четверка крепилась на шлюпбалках на срезе кормы. По своему назначению, это малое разъездное судно, а также лодка обеспечения корабля на рейде или предназначенная для учебных целей.
2-Весельный ЯЛ (ЯЛ-2)
Ял-2 – лодка 1977 года выпуска из Кронштадта. Используется для обучения основам хождения под парусом школьников, интересующихся парусным спортом.
6-Весельные пластиковые ЯЛы (ЯЛ-6)
Для проведения спортивных мероприятий у Ассоциации имеются пластиковые шлюпки «ЯЛ-6». В настоящее время Ассоциация располагает следующими единицами ЯЛ-6 ("Виски", "Ромео", "Танго","Фокстрот", "Лосось"), изготовленными из пластика, с деревянными элементами. Шлюпки, выполненные из таких материалов, что ничем не отличаются от традиционных, деревянных, за исключением веса самой шлюпки.

Размеры стандартные: наибольшая длина – 6,11 м, ширина – 1,85 м, высота от киля до планширя – 0,91 м, масса 550 кг. Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Длина её 5,5 м, сделана она из сосны или ели (клееная), площадь парусного вооружения - 21,5 м2.

Шлюпки изготовлены в 2020 году компанией «Корабел-Композит Архангельск», славящейся своими морскими кораблестроительными делами.