Музейная экспозиция истории подводных сил ВМФ


Экспозиция на берегу Истринского водохранилища включает в себя уникальные проекты советского военного кораблестроения и образцы вооружений и боевых средств ВМФ.
«Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Петр Великий
Царь всея Руси,
первый император Всероссийский
История создания
Экспозиция была заложена 26 июля 2020 года, в День Военно-морского флота, членами Ассоциации, выпускниками-дизелистами 1992 года Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина. Рубка дизельной подводной лодки проекта 641 Б, Б-380 «Горьковский комсомолец» является главным объектом экспозиции, которая стала пополняться новыми экспонатами. Торжественное открытие экспозиции состоялось 15 октября 2021 года. Сегодня в составе экспозиции уникальные образцы вооружений и техники подводного флота с Петровских времен и до наших дней. За историей каждого экспоната стоит энтузиазм членов Ассоциации, желание подарить объектам вторую жизнь, познакомить подрастающее поколение с историей военно-морского флота, рассказать о смелости инженерной мысли конструкторов и мужественной профессии моряка-подводника. Экспозиция стала местом, где проводятся торжественные мероприятия Ассоциации, празднование Дня моряка-подводника, Дня России, Дня ВМФ, Дни флотов. На экспозиции проходят встречи подшефных кадет с ветеранами ВМФ, презентации книг писателей-маринистов, отсюда стартуют шлюпочные походы и парусно-гребные регаты. Экспозиция открыта для всех желающих, кому интересна история страны и флота.



Как записаться на экскурсию
Экспозиция, посвященная истории подводных сил ВМФ, расположена на Истринском водохранилище на территории партнера Ассоциации – подмосковного пятизвёздочного отеля M’Istra’L Hotel & SPA
Бесплатные экскурсии проводятся по субботам для всех желающих.
Начало в 12:00.
Посещение по предварительной записи +7(495)994-40-00
Диверсионная подводная лодка «Пиранья»
Cверхмалая подводная лодка для выполнения разведывательных и диверсионных задач. Построенная в 1980-х «Пиранья» была прорывом технологий: титановая, с превосходной маневренностью и почти невидимая для средств обнаружения. Подлодка предназначалась для выполнения спецопераций в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были невозможны. «Пиранья» была оснащена радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным снаряжением для боевых пловцов. Ассоциация воссоздала полноразмерную реплику надводной части этой уникальной подлодки с оригинальными элементами первого корпуса «Пираньи». Телеканал «Звезда» (Программа "Военная приемка) снял фильм об истории «Пираньи» и о нашей работе по сохранению памяти об этом уникальном судне. Ассоциация провела большую работу по воссозданию второго корпуса сверхмалой подводной лодки специального назначения «Пиранья» 865 проекта. В 2024 году макет второго корпуса вошел в состав экспозиции Ассоциации об истории подводных сил ВМФ.
Рубка подводной лодки «Горьковский комсомолец» Б-380
Последняя дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». Она дважды несла боевую службу на Черном море в 1984 году. А в 1985 и 1986 годах завоевывала почетные призы в состязаниях на первенство ВМФ СССР по торпедной атаке морской цели. В 2019 году начался процесс утилизации. Узнав об этом члены Ассоциации приняли решение сохранить рубку и на ее базе сделать военно-морскую экспозицию. Благодаря инициативе Ассоциации лодка, пусть и частично, все-таки получила шанс на новую жизнь. В августе 2020 года тремя бортами спецтехники из Севастополя в Московскую область прибыло около 40 тонн металлического лома, смутно напоминавшего рубку подводной лодки. Профессионалы реставрации превратили лом в шедевр! Удалось восстановить внешний облик и внутренние элементы: боевую рубку с верхним рубочным люком, ходовой мостик, настилы и трапы, рубочную дверь, выдвижные устройства и систему ходовых огней. Вес восстановленной рубки оказался порядка 27 тонн. Установка рубки на постамент заняла четверо суток.
Переборочная дверь ПЛ Б-380
Предназначена для прохода личного состава, перемещения переменных грузов между отсеками ПЛ и герметизации отсека при возникновении аварийной ситуации (пожар, поступление забортной воды). Диаметр двери – 650 мм. Вес – около 120 кг. Дверь выдерживает давление, соответствующее глубине погружения 100 м. В аварийной ситуации переборочная дверь является рубежом обороны при борьбе за живучесть с целью недопущения распространения аварии на смежные отсеки подлодки. Личный состав не имеет право открыть переборочную дверь аварийного отсека, покинуть или проникнуть в аварийный отсек без приказания центрального поста подлодки.
Подводная лодка «Тритон-1М»
Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М» проекта 907 стала важным этапом в создании сверхмалых подводных лодок специального назначения. Первые два судна вошли в состав ВМФ СССР в июне 1973 года, а всего было построено 32 подлодки. ПЛ «Тритон-1М» имеет каплевидные обводы корпуса, представляющего собой сочетание прочных и непрочных объемов различного назначения. В носовом элементе корпуса находится прикрытая фонарём кабина для двух водолазов «мокрого» типа (костюмы работают, удерживая слой воды между костюмом и кожей, которая нагревается телом, обеспечивая изоляцию). Маломощный двигатель обеспечивал разгон до шести узлов, а батареи давали дальность хода в 35 миль. При этом глубина составляла 40 метров. Автономность при работе ограничивалась 7,5 часами. При необходимости «Тритон-1М» мог оставаться на грунте до 10 суток, после чего продолжал движение. Основное предназначение этой сверхмалой подводной лодки — патрулирование акватории портов и рейдов, доставка и эвакуация водолазов-разведчиков, минирование причалов, кораблей противника, исследования морского дна.
Торпедные аппараты и торпеда дизельной ПЛ проекта 641Б "Сом"
Подводные лодки проекта 641Б «Сом» — серия советских дизель-электрических подводных лодок — "Tango" по классификации НАТО. По конструкции лодка выполнена двухкорпусной, имеет семь отсеков: первый — (носовой) торпедный; второй и четвёртый — носовой и кормовой аккумуляторные; третий — центральный пост; пятый — дизельный; шестой — электромоторный; седьмой — агрегатный и жилой. Проект 641Б спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». С 1973 по 1982 год на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород) было построено 18 подводных лодок этого проекта. В число задач лодок этих проектов входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. В состав вооружения входили 6 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Общее число торпед составляло 24 шт.
«Потаенное судно» Ефима Никонова
Первый в мире прототип подводной лодки военного назначения. В 1718 году мастеровой Ефим Никонов подал челобитную на имя императора Петра I о постройке судна, предназначенного «ходить в воде потаенно и наносить урон вражеским кораблям». В марте 1721 года модель «потаенного судна» была построена, первые испытания потерпели неудачу — подлодка затонула, дав течь. Однако работа была продолжена. Вторые испытания в 1724 году также закончились неудачей — судно провалилось на глубину, от удара получило пробоину и заполнилось водой. После смерти Петра были проведены еще одни испытания, но также потерпели неудачу. В год 350-летия Петра I реплика судна, воссозданная Ассоциацией, пополнила ее музейную экспозицию. Новый экспонат принял участие в исторической реконструкции стоянки Петровского флота, организованной музеем «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”», филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (ЦВММ). Еще одна реплика была создана Ассоциацией и передана в дар ЦВММ.
Подводная лодка Джевецкого
Эта субмарина стала первой в мире серийной подводной лодкой. В 1878—1879 годах инженер-изобретатель Степан Карлович Джевецкий построил два экспериментальных подводных аппарата (малый одноместный и более крупный четырехместный), приводимых в действие педальным приводом и способных запускать с глубины к поверхности всплывающие мины. В 1881 году лодки были приняты на вооружение флота. В 1884 году появилась новая модификация данной подлодки с электродвигателем, работающим от аккумуляторов. Всего было изготовлено 50 подлодок, они служили на Черном и Балтийском морях вплоть до 1888 года. В 1902 году лодка Джевецкого была использована в обороне Порт-Артура для психологического давления на противника. При поддержке Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого специалисты Ассоциации сняли 3D-проекции подлодки, сделали чертежи и создали макет, который стал одним из ключевых экспонатов экспозиции.
Рейдовый катер «Бычок»
Малый корабельный рабочий катер проекта 338М шифр «Бычок» — самый распространённый в частях и на кораблях ВМФ. Катера производились на заводах в Ленинграде ССЗ №5 (затем Приморский ССЗ, с июня 1970 года «Алмаз»), с 1960 года на заводе «Море» в Феодосии, с 1973 года - в Москве. Катер — самый распространённый в частях и на кораблях ВМФ. Переклассифицированы в рейдовые рабочие катера. Тактико-технические характеристики: Длина – 8,5 м, ширина – 2,4 м, осадка – 0,52 м. Водоизмещение – 2,5 т. Скорость – до 6,5 узлов. Дальность плавания до 200 миль. Экипаж 3 чел., вместимость 18 чел.
6-ти фунтовое корабельное орудие XVIII века
В октябре 2022 года Ассоциация по чертежам, предоставленным из архивов Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, изготовило два чугунных макета 6-ти фунтовых орудий. Установленные на прекрасно выполненные деревянные лафеты оба орудия гармонично вписались в историческую часть Экспозиции. Тактико-технические характеристики: Калибр – 96 мм, масса орудия – 590 кг. Масса ядра – 3 кг, масса порохового заряда – 1,2 кг. Дальность стрельбы – до 200 м. Орудийная обслуга – 5 чел.
Вертолет Ми-2
Многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применялся для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5 400 единиц. На настоящий момент сотни вертолётов Ми-2 находятся в постоянной эксплуатации более чем в двух десятках стран мира. Вертолёты долгие годы составляли основу лёгкой винтокрылой авиации в «Аэрофлоте» и Вооружённых Силах СССР и РФ. В морской авиации Ми-2 применялся на ледоколах для разведки ледовой обстановки, а также для связи между кораблями. Кроме того, на базе Ми-2 существуют вертолёты огневой поддержки и вертолёты палубного базирования.
Морские якорные гальваноударные мины образца 1908-1938 гг.
В 1812 году российский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины и в том же году успешно осуществил подрыв подводного фугаса с помощью электрического тока от батареи, расположенной на берегу. Однако проект не нашел поддержки. В 1840 были проведены успешные испытания мин, разработанных Б. С. Якоби. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов. Во время Крымской войны мины впервые были применены в боевых действиях, когда при появлении в Финском заливе англо-французского флота русские военные моряки произвели массовые минные постановки для защиты подходов с моря к Кронштадту, Ревелю, Усть-Двинску и Свеаборгу. Российский императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины как элемент спланированной морской стратегии.
Адмиралтейский якорь
Название «адмиралтейский якорь» появилось после больших натурных испытаний якорей, проведённых Британским адмиралтейством в середине XIX века. Потребность в испытаниях была вызвана серьёзными проблемами с надёжностью работы и качеством выделки у существовавших тогда якорей, и, как результат, ростом числа аварий. В 1852 году Адмиралтейством был принят стандарт на якоря, основанный на полученном опыте. Собственно, «адмиралтейским якорем» изначально называли якорь, изготовленный по британскому адмиралтейскому стандарту 1852 года. Однако название быстро распространилось на все прочие якоря, работающие по классическому принципу. С середины XX века адмиралтейский якорь, как становой, массово не употребляют. Складные якоря с металлическим штоком сохраняют на кораблях и судах в качестве стоп-анкеров и верпов. Кроме того, якорь по-прежнему используют на верфях для остановки корабля при спуске его на воду.
Аварийно-сигнальный буй с радиосветосигнальным устройством РСУ-1Д
Относится к устройствам и средствам оповещения об аварии, обозначения места аварийной подводной лодки и связи с ее личным cоставом. Аварийно-сигнальный буй (АСБ) подводной лодки (ПЛ), включает герметичный корпус с положительной плавучестью, средства 2-х сторонней связи с аварийной ПЛ, кабель-трос, устройство для хранения и отдачи буя. Обеспечивает обозначение местонахождения световыми и радиосигналами, установление двухсторонней радиосвязи и телефонной безбатарейной связи личного состава со спасательными судами, для приема электроэнергии через кабель-удлинитель со спасательного судна с целью аварийного освещения отсеков, для выноса ходового троса спасательного колокола, подачу электропитания на лампы аварийного освещения аварийно-сигнальным буем.
Водолазное и спасательное снаряжение ВМФ
Первый опыт СССР по применению боевых пловцов относят к 1938 году. Осенью в бухте Улисс, недалеко от Владивостока, на Рабоче-крестьянском красном флоте впервые проходят учения по высадке диверсионной группы легководолазов через торпедный аппарат подлодки Щ-112, находящейся на грунте. Бойцы проводят разведку побережья, разрезают противолодочную сеть, подрывают отмеченный объект и даже вступают в условный бой на берегу, используя ручное оружие и гранаты. После этого диверсанты скрываются на подлодке, как того и требовала задача. К сожалению, высшее командование флота не уделило этой теме должного внимания. В итоге первое подразделение водолазов-разведчиков – роту особого назначения – создадут только в 1941 году на Балтийском флоте.
Боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-2
Впервые БРДМ-2 публично продемонстрировали на параде в Москве на Красной площади в 1966 году. БРДМ-2 серийно производилась с 1965 по 1989 год и находилась на вооружении разведывательных и штабных подразделений морской пехоты ВМФ. Машина обладает большим запасом хода (750 км), повышенной проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды. Максимальная скорость при движении по шоссе до 80 км/час, максимальная скорость на плаву до 10 км/час. БРДМ-2 характеризуется высоким уровнем защиты экипажа. Полностью закрытый герметичный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из катаных стальных броневых листов. Броня надежно защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. В настоящее БРДМ-2 состоят на вооружении в разведывательных подразделениях более чем 50 стран.
Автомобиль-амфибия
Идея создания ГАЗ-46 амфибия появилась после того, как во время войны на вооружение в Красную Армию поступили плавающие американские машины GMC DUKW-353 и Ford GPA, прибывшие в СССР по ленд-лизу. Но воплотилась она в жизнь только после окончания войны. Осенью 1950 года первая советская водоплавающая машина получила обозначение ГАЗ-011, и к концу весны 1951 года было выпущено несколько опытных образцов. В 1954 году вспомнили о практически готовой модели на базе узлов ГАЗ-69 и запустили в серийное производство амфибию индекс ГАЗ-46 МАВ (армейское обозначение машин – малый автомобиль водоплавающий). ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 ПОБЕДА, от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска колёс. Серийное производство продолжалось до 1958 года, было выпущено 650 экземпляров. Все построенные амфибии изначально передавались в Советскую Армию, где состояли в штате понтонно-мостовых полков и отдельных десантных батальонов. Одна из легендарных машин-амфибий ГАЗ-46 МАВ представлена в экспозиции Ассоциации «Клуб Русская морская традиция».
Мотоцикл М-72
Легенда времён войны. Именно на таких мотоциклах проводили разведку, прокладывали кабели связи, отвозили срочные донесения, подвозили боеприпасы. Этот тяжёлый мотоцикл использовался во всех видах войск: пехота, артиллерия, авиация, а также на береговых базах флота. Мотоциклетные части, обладавшие большой подвижностью, огневой мощью и проходимостью, решали самые различные задачи на передовой. Создание М-72 велось с невиданным для мотопрома СССР размахом на нескольких десятках заводов по всей стране. Головным определили Московский мотозавод (ММЗ). Двигатели изготавливал Автозавод им. Сталина (ЗИС). Автозавод в Горьком поставлял колеса, карданные валы и коляски. Трубы для рам получали с Харьковского велозавода. Несмотря на трудности освоения нового производства в годы войны, М-72 сыграл огромную роль в великой Победе. Этот опыт серьезно продвинул вперед мотоциклетную технику страны, и «потомки» М-72 пережили СССР, до сих пор выпускаясь в России под маркой "Урал".
95 лет мотоциклу Иж-1
В сентябре 2024 года исполняется 95 лет с начала выпуска первого мотоцикла Иж-1. История мотоциклов Иж началась в далекие 30-е годы прошлого века. В 1928-1929 гг. были разработаны чертежи и опытные образцы первых моделей мотоциклов: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4 и Иж-5. Данные модели производились в специальном цеху ижевского оружейного завода. В отличие от различных моделей того времени, конструкция и устройство первых мотоциклов Иж были достаточно оригинальны и инновационны. Все 5 мотоциклов участвовали во 2-м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период с сентября по октябрь 1929 г. Удивителен тот факт, что в своем первом пробеге мотоциклы Иж без труда преодолели планку в 3 000 километров. В 1946 г., после окончания Великой Отечественной войны, завод восстанавливает работу и свои мощности, получив немецкие чертежи, технологии и оборудование, вывезенные из Германии после ее поражения. После адаптации под советские электроприборы и оборудование, мотоцикл получился современным и в то же время достаточно простым для того времени.
Мотоцикл ПЁС
Иж Планета Спорт: сокращенно – «Пес». Производство «ИПС» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. В 1974 г. было начато серийное производство мотоциклов Иж ПС. Все советские мальчишки мечтали о таком мотоцикле, особенно в комплектации с японским карбюратором и немецкой оптикой. Многие, кому повезло стать счастливым обладателем владельцем «Спорта», стали осваивать профессию механика и изучать матчасть своего железного коня, а не просто беззаботно кататься. Спустя время кто-то пошел служить на флот, а кто-то поступил в военно-морское училище. Навыки ремонта своей любимой техники, полученные в детстве, пошли на пользу в изучении уже более серьезных узлов и механизмов боевых кораблей и подводных лодок. Но сходя на берег, они снова становились прежними мальчишками. Прыгали в седло мотоцикла, чтобы окунуться в мир скорости и приключений. Инициативные члены Ассоциации занимаются поиском, подбором и содержанием в достойном виде редких экземпляров техники времен СССР. Военно-морские инженеры-механики с возрастом не перестают быть юными мальчишками, любящими свою авто- и мототехнику.
Jawa «Старушка»
В 2024 г. исполняется 70 лет с начала выпуска легендарной «Старушки». Jawa 350 показала себя как крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании и не такой «дубовый» как «Иж» мотоцикл! «Старушку» было за что любить, и о ней сложено много историй и легенд. В 1990 гг. после выпуска молодой лейтенант по распределению приехал на КТОФ и на первую зарплату купил «Старушку». Тогда время было непростое, зарплаты офицерам задерживали, но молодой лейтенант не отчаивался и в свободное время продолжал оттачивать навыки вождения мотоциклом прямо по территории части. Это заметил его непосредственный начальник, но не наказал, а похлопывая по плечу, сказал: «Молодец, лейтенант! Осваиваешься – мотоцикл купил». Много времени с тех пор прошло, но мы по-прежнему говорим о «Старушке» с улыбкой и с добрыми воспоминаниями. Инициативные члены «Клуба Русская морская традиция» занимаются поиском, подбором и содержанием в достойном виде редких экземпляров техники времен СССР. Военно-морские инженеры-механики с возрастом не перестают быть юными мальчишками, любящими свою авто- и мототехнику.
ФАЭТОН ГАЗ-А
Ассоциация «Клуб Русская морская традиция» представляет легендарный автомобиль ГАЗ-А, который является первой легковой моделью среднего класса с открытым пятиместным четырехдверным кузовом типа фаэтон. Львиная доля автомобилей ГАЗ-А являлись служебными. Кроме того, большое количество таких автомобилей числилось на вооружении РККА, где служили верой и правдой в качестве штабных машин для командиров среднего звена. Они выполняли различные военные задачи в подразделениях армии и военно-морского флота СССР. Серийная «карьера» модели продолжалась с 1932 до 1936 гг. (хотя ее выпуск в Москве был свернут в 1935 г.), а общий тираж лишь чуть-чуть не дотянул до 42 000 экземпляров.
ЗИС-101: автомобиль для высшего командования РККА и Флота
ЗИС-101 выдавали советским чиновникам, сотрудникам посольств, а также спортсменам, деятелям искусства и науки. Использовался лимузин и в качестве такси. Для конца 30-х годов ЗИС-101 был очень современным автомобилем. Лимузин оснащали восьмицилиндровым двигателем с двухкамерным карбюратором, который выдавал 110 л.с. и разгонял восьмитонную машину с кузовом из бука до 115 км/ч. Салон автомобиля отапливался, а некоторые машины даже были оснащены радиоприемником и прикуривателями. С начала Великой отечественной войны ЗИС-101 оказался на фронте. Для нужд армии машины забирали у частных лиц, ведомственных служащих и таксопарков. Автомобиль предназначался для представителей высшего командного состава, хотя машина не слишком подходила для разъездов по фронтовым дорогам. Кроме того, немецкие пилоты часто охотились за автомобилями. Очень любил свой ЗИС маршал СССР Константин Рокоссовский. После войны производство ЗИС-101 не возобновилось.
ЗИС-110: автомобиль для Сталина
ЗИС-110 пришел на смену первому советскому "правительственному" лимузину ЗИС-101, выпускавшемуся с 1936 года и ставшему в годы войны фронтовым автомобилем для представителей высшего командного состава армии и флота. Проектировался ЗИС-110 для Сталина. Работа началась в 1942 году. Уже летом 1945 года на Заводе имени Сталина собрали несколько лимузинов. Конструкторский коллектив ориентировался на американский Packard Series 180. Однако, ЗИС110 походил на него только внешне, и то, частично. Были спроектированы и двигатель, и трансмиссия. Кузовные штампы были – впервые в отечественной промышленности – созданы без помощи иностранных коллег. В автомобиле ЗИС-110 в новинку было многое: указатели поворота, кузов без выступающих подножек, независимая подвеска передних колес, гидравлические стеклоподъемники и 6-литровый 140-сильный двигатель с гидравлическими толкателями клапанов.1 мая 1953 года открытые ЗИС-110 Б серо-голубого цвета (под окрас сукна парадных шинелей офицерского корпуса) выехали на брусчатку Красной площади. Они впервые сменили лошадей, на которых до той поры открывали и принимали военные парады в СССР.
ГАЗ-51
19 июня 1945 г. после прохождения государственных приемочных испытаний предсерийные экземпляры ГАЗ-51 были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству. Серийное производство ГАЗ-51 началось в 1946 г. и закончилось только в 1975 г. Всего было выпущено более 3 500 000 экземпляров. Надежные и простые в конструкции ГАЗоны успешно выполняли военные и хозяйственные задачи на флотах СССР, об их надежности и неприхотливости было снято немало фильмов. ГАЗ-51 можно увидеть в экспозиции Ассоциации «Клуб Русская морская традиция». Бесплатные экскурсии по экспозиции, посвященной истории ВМФ, проводятся членами Ассоциации «Клуб Русская Морская традиция» каждую субботу в 12.00 по предварительной записи. Экспозиция расположена на территории партнера Ассоциации МИСТРАЛЬ ОТЕЛЬ & СПА.
ГАЗ-69
Легендарный армейский внедорожник. Его первый прототип «Труженик» официально создавали для сельского хозяйства, но в секретном техническом задании он был указан как «тягач батальонных орудий и миномётов». Осенью 1953-го началось производство машин ГАЗ-69. Автомобиль имел амортизаторы двухстороннего действия и коробку передач с синхронизаторами на 2‑й и 3‑й скоростях. Силовой агрегат — двигатель объемом 2,1 л мощностью 52 л. с. и трехступенчатая коробка 69‑го были унифицированы с «победовскими». Хорошие тяговые качества обеспечивала понижающая передача — 2.78. В открытом двухдверном кузове с двумя передними сиденьями и двумя задними продольными скамейками размещалось до восьми человек. Там же размещали грузы до 500 килограммов и монтировали спецнадстройки. Впервые ГАЗ-69 был представлен на военном параде 7 ноября 1953 года. Автомобиль использовался в качестве штабных машин флота, а также в ротах обеспечения береговых баз флота. С 1953 по 1975 год было выпущено более 600 000 внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Автомобиль продавался в 56 стран мира, а помимо производства в СССР его производили в Румынии и Северной Кореи.
Легендарная «Победа»: символ послевоенного времени и побед
Первая «Победа» ГАЗ-М-20 сошла с конвейера 28 июня 1946 года, а тысячный автомобиль был выпущен в феврале 1948 года. Конструкция автомобиля была выполнена в духе того времени, ее сердцем был экономичный четырехцилиндровый рядный нижнеклапанный бензиновый карбюраторный двигатель объемом 2.112 куб.см и мощностью 53 л.с., установленный на подрамнике в тандеме с трехступенчатой механической коробкой переключения переда. Впервые были применены гидравлические тормоза барабанного типа, разгон до скорости 100 км/ч занимал 46 секунд. «Победа» была надежным, безотказным, прочным и неторопливым автомобилем. Было выпущено множество модификаций, один из них – внедорожник с индексом М72, который изготовлен из кузова «Победы» и агрегатов ГАЗ-69, аэросани «Север-2» и многие другие. Выпуск легендарной М20 закончили 31 мая 1958 года, всего было выпущено 241 497 штук, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси. Моряки Военно-Морского Флота , сойдя с борта боевых кораблей и подводных лодок не прочь были сменить штурвалы на руль надежной и высокопроходимой машины "Победа". В 1959 году прошел «Автопробег Москва – Севастополь – Москва (6 - 31 мая 1959г.)»посвященный 15-й годовщине освобождения Севастополя от фашистских захватчиков. В котором активное участие приняли военные моряки. Командиром Автопробега был генерал-майор Шевченко С.И.
ЗИМ ГАЗ-12М
ЗИМ в нашей истории — автомобиль знаковый. Он — первый в биографии Горьковского завода с изображением оленя на эмблеме. ЗИМ — и первый семиместный седан, а не лимузин. Необычную для отечественного автопрома модель создали в рекордные сроки — чуть более чем за два года. Тогда существовала традиция – демонстрировать перспективные модели главе государства и только после одобрения Сталина отправлять их в производство. Первую промышленную партию ГАЗ-12 ЗИМ собрали в октябре 1950 года, выпуск базовой модели продолжался до 1959 года, а санитарной модификации — до 1960-го. Всего за десять лет сделали 21 527 экземпляров. На смену ГАЗ-12 в 1959 году пришла «Чайка» ГАЗ-13, которая уже не поступала в свободную продажу. ЗИМ - прогрессивный и передовой автомобиль даже по сравнению со многими зарубежными аналогами. Многолетняя эксплуатации ГАЗ-12 показала жизнеспособность его конструкции. Машина прожила большую производственную жизнь. Такси, маршрутки, кареты скорой помощи, но главные, конечно, функции — персонального автомобиля для чиновников среднего и высокого рангов.
Чайка ГАЗ-13
В январе 1959 года 65 лет назад на Горьковском автомобильном заводе начался серийный выпуск автомобилей представительского класса ГАЗ-13 «Чайка». Вскоре после начала выпуска «Чайки» стали работать и в различных представительствах советского государства за рубежом. Практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы США, Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Помимо известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 различные парадные варианты, санитарные универсалы ГАЗ-РАФ-13С, киносъемочные автомобили. Автомобиль никогда не находился в сбытовой сети для населения, а выдавался по номенклатурной разнарядке.
«Волга» ГАЗ-21: самая любимая машина страны
В январе 1957 года начался массовый выпуск ГАЗ-21. «Волгу» любила вся страна: представители государственной элиты, армии и флота, деятели культуры, науки и обычные граждане. Эта любовь передавалась от поколения к поколению. Машина стала поистине культовой. Она считалась главным автомобилем, который претендовал на Гран-при на выставке в Брюсселе в 1958 году. Вместе с «Волгой» Советский союз привез в Брюссель роскошный лимузин ГАЗ 13 Чайка. Но Гран-при достался «Волге». Она обладала не только щегольским внешним дизайном, но и богатым интерьером. Машина оборудовалась электрическим стеклоочистителем с двумя щётками, зеркалом заднего вида, двумя противосолнечными козырьками, отопителем и обогревателем ветрового стекла, пепельницей и прикуривателем. В панели приборов располагался ящик для мелочей и крепился портативный радиоприёмник с кнопочной настройкой. Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.
«Запорожец» ГАЗ-965
Народное название «Запор» или «Горбатый».18 июня 1959 года в СССР собрали первый образец «Запорожца». В конце 1980 гг. инициативная группа курсантов Ленинградского военно-морского инженерного училища с большими усилиями смогла получить разрешение посещать курсы вождения автомобиля, что было тогда нереально для курсантов военно-морских училищ. Курсы были успешно закончены, затем сданы экзамены в ГАИ, и получены желанные водительские удостоверения. Вскоре эта инициативная группа будущих корабельных инженеров-механиков нашла себе «тренажер» в виде автомобиля ЗАЗ-965 и начала применять теоретические знания на практике. Курсанты окончили училище, послужили на флотах своей Родины, но любовь к автомобильной технике по-прежнему осталась в их сердцах.
#НеСлужбойЕдинойРМТ
#заз965
#запорожец
50 лет знаменитой "копейке"
В 2024 г. исполняется 50 лет со дня появления автомобиля ВАЗ 21011. Ее называли «четвертая модель ВАЗа». Первой моделью была ВАЗ 2101, затем ВАЗ 2102, ВАЗ 2103 и четвертой моделью в 1974 г. выходит ВАЗ 21011. Военным морякам, проводившим многие месяцы в дальних походах и на боевых дежурствах за пределами СССР, выплачивалось повышенное денежное содержание, которого хватало на покупку автомобиля. Счастливые обладатели новеньких Жигулей могли себе позволить автопутешествия с семьями на курорты страны. А в повседневной жизни использовали свои автомобили не только в личных, но иногда и в служебных целях. Автомобиль ВАЗ 21011 можно увидеть в экспозиции Ассоциации «Клуб Русская морская традиция». Бесплатные экскурсии по экспозиции, посвященной истории ВМФ, проводятся членами Ассоциации «Клуб Русская морская традиция» каждую субботу в 12.00 по предварительной записи.
«Волга» ГАЗ-24: советский люкс
Cамая желанная, часто недостижимая мечта автолюбителей СССР. Но «Волга» ГАЗ-24 использовалась в качестве особого вида поощрения для награжденных высокими правительственными наградами, была широко распространена как штабная машина ВМФ и спецслужб. Первые работы по созданию ГАЗ-24 были начаты в 1961 году, за которые взялся главный конструктор Горьковского завода Александр Невзоров. Как и предыдущие модели ГАЗа, новая «Волга» была создана ориентируясь на американский автопром, так как в 1950—1970-е годы США прочно удерживали за собой статус ведущей автомобильной державы. одовые прототипы для испытаний были построены в 1962—1963 годах, а эталонные образцы — в 1964—1966. Мелкосерийная сборка стартовала лишь в середине 1968 года (32 машины), массовое производство же приурочили к юбилею В. И. Ленина — 1970 год, когда было собрано 215 автомобилей по полностью серийной технологии, без остановки конвейера.
ЗИЛ-115
Автомобиль ЗИЛ-115 появился как модернизированная версия модели ЗИЛ-114 и отличался форсированным двигателем и кузовом. Автомобиль проектировался в период обострения отношений СССР со странами Запада, что не могло не отразиться на его конструкции. Например, поверхности кузова, сделанного вручную, выводились специальным составом, внешне напоминающим олово и обеспечивающим защиту от высокого радиоактивного фона. Лобовое стекло имело специальный экран, а боковые и задние стекла сделаны из специального триплекса. В автомобиле могла использоваться специальная навесная броня, крепившаяся внутри огромных дверей и крыльев. Практически все жизненно важные системы автомобиля дублированы, а проводка, системы зажигания и питания рассчитаны на работу в чрезвычайных условиях. При этом автомобиль отличается превосходной плавностью хода. Сегодня известно о единичных сохранившихся экземплярах, имеющих помимо шильды Зил-115 и регистрационные документы, что делает их желанным предметом коллекции среди коллекционеров всего мира.
Aurus Senat
Гость экспозиции Ассоциации: Aurus Senat. Российский автомобиль, который был разработан государственным научным центром «НАМИ» (основан в 1918 году как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии). С 2013 года в России велась разработка отечественного премиального автомобиля для первых лиц государства и лиц, подлежащих охране. Проект, начинавшийся как «Единая модульная платформа» и «проект "Кортеж", получил бренд Aurus. Серийный же выпуск седана Aurus Senat начался только в 2021 году. Первая серийная модель Senat носит своё имя в честь выходящей на Красную площадь Сенатской башни.
If a building becomes architecture, then it is art